На московском загородном рынке готовые коттеджи не продаются

По словам Александра Дубовенко, директора по развитию «Гуд вуда», рынок наконец определился и разделился на тех, кто продает либо дачи, либо дома для постоянного проживания (второе и первое жилье). «Дачная тема перешла в экономкласс», — категоричен Дубовенко: отдыхают в домиках у грядок теперь в основном те, у кого на что-то другое нет денег. Это значит, что останутся востребованными участки без подряда, «участки с подрядом практически не продаются». Те, кто предлагает дома для постоянного проживания, должны создавать продукт, который нужен покупателю, уверен девелопер, — иначе продаж не будет.

Светлана Капранова, директор по продажам «ParkVille Жуковка» (элитный поселок на Рублево-Успенском шоссе), согласна, что земля с подрядом популярностью не пользуется. Ее компания продает либо готовые дома, либо просто участки. На обустройство последних, впрочем, девелопер вынужден «накладывать определенное вето», чтобы соблюсти единый архитектурный стиль поселка. Всего в ParkVille 52 землевладения на 39 га, без подряда — 29 участков, минимальный размер — 39 соток, максимальный — гектар с небольшим.

Максиму Гасиеву, гендиректору ПСН, также кажется, что земля без подряда — наиболее ликвидный продукт. Его компания сейчас занята аудитом имеющегося земельного банка. Вариантов использования просторов несколько: продавать оптом (но есть проблемы с переводом в нужную категорию), продавать участками без подряда либо «идти в девелопмент» (вопрос — в какой). На загородном рынке сейчас мало кто делает хороший продукт. Девелоперы оправдываются, что люди не готовы платить за качество, но готовы покупать самое дешевое на рынке — цена является определяющим фактором. Клиенты покупают плохой продукт, потом в течение нескольких лет доводят его до ума, иногда даже сами ремонтируют подъездные дороги. В итоге дешевизна входного билета оборачивается высокой конечной стоимостью инвестирования. Антон Гололобов, маркетолог Villagio Estate, говорит, что 80% людей, которые приходят покупать участки без подряда, — это новые клиенты, те, кто слышал, «что это дешево и хорошо». Однако, по опыту девелопера, они не готовы платить дороже $2000 за сотку даже в 20 км от Москвы по Новорижскому шоссе.

Дмитрий Бадаев, гендиректор «Вектор инвестментс», полагает, что неудачный проект может «отравить» землю: «Если выбранный девелопером формат на этом участке не работает, поменять его ты не можешь. И застреваешь с этой землей надолго». Его компания готова предлагать участки без подряда от 95 000 до 150 000 руб. за сотку: «Дешевле не получается». Но в основном девелопер рассчитывает на клиентов, которые покупают участок за 2-2,5 млн руб. Инфраструктура людям «очень нужна» — хотя бы минимальная, говорит Бадаев: «Чтобы “коттеджных” детей было куда вывести погулять». Он не видит предпосылок для паники по поводу того, что «мода на загород пропала», наоборот, все бегут из Москвы: «Москва — это офис».

Антон Гололобов сообщил, что Villagio Estate готовится вывести на рынок малоэтажный проект с апартаментами от 30 до 80 кв. м с возможностью объединения квартир и с эксплуатируемой кровлей. А также проект небольших таунхаусов. «Спрос четко идет в сторону готового жилья, участки без подряда мы продаем только в случае, если из полутора сотен проектов домов человек не может выбрать себе подходящий», — заявил он.

Александр Дубовенко подвел оптимистичный итог: «Загородный рынок не думает умирать». Жив элитный сегмент; активно развиваются участки без подряда, захватывая зоны ближе к Москве; наблюдается малоэтажный жилищно-строительный бум. Разве что земельные участки оптом продаются пока плохо, «в основном из-за поведения банкиров», которые выставляют их по завышенным ценам. Но главное — непрофессионалы постепенно уходят с рынка: «Те, кто случайно выходит с одним проектом, практически не имеют шансов на успех, и это хорошая новость для девелоперов», — резюмировал он.

Источник: IRN.RU